6+
 
 

И всё-таки в душе всё та же школьница...

7 ноября 2018

Есть люди, чьи имена неразрывно связаны с той местностью, где они проживают, о которых знают все, даже если лично с ними не знакомы, чей авторитет непререкаем, а главное — рядом с которыми хочется находиться.

Зинаида Александровна КАТИЧЕВА — безусловно, из числа таких людей. И хоть она давно уже не работает, а круг общения сузился до родственников и знакомых, об учителе начальных классов Катичевой продолжают говорить в превосходной степени не только как о талантливом педагоге, но и огромной доброты и открытости человеке.

Основа основ

Детство будущего отличника народного образования СССР, РСФСР прошло в Ямской Слободе среди большущей оравы таких же, как она, ямских ребятишек: на спортивной площадке, на берегу Холовы, в лесу и поле. Мама была надомницей на «Крестецкой строчке», отец — техник связи (как и будущий муж, которого, увы, уже нет с ней). Именно отец привил ей огромную любовь к книгам, к осмыслению и анализу прочитанного. А ещё у них в семье очень любили «чёрную тарелку» — радиорепродуктор, по которому в то время передавали много классической музыки. Равно как и читали художественных произведений. Вспоминает, что именно в том, раннем детстве полюбила пьесы Островского и любовь эту пронесла через всю жизнь. Даже сейчас, когда стала неважно видеть, её выручает именно радио, поздним вечером и ночью транслирующее русскую классику, которую она готова слушать часами.

В 1941 году отец ушёл на фронт. Начало войны застало её в четырёхлетнем возрасте, когда детская память ещё нечётко фиксирует происходящее вокруг. Однако бомбёжки и страх, гул боевой техники, передвигавшейся через Крестцы, эвакуацию в д. Санталово, осколки стекла в родном доме по возвращении она помнит отчётливо...

Их семье повезло: пройдя всю войну, отец вернулся живым и невредимым, предстояло строить мирную жизнь.

Гори, гори, моя звезда

— Я когда-то услышала передачу про китайских мудрецов, — рассказывает собеседница, — утверждавших, что каждый человек рождается под собственной звездой. Один — чтобы прекрасно петь, второй — лечить, третий — нести веру в Бога. Я же благодарна судьбе за то, что с самого рождения и по сегодняшний день окружена добрыми, сострадающими, душевными людьми, талантливыми друзьями. Если так можно выразиться, я рождена для дружбы. Много дорогих для меня людей разбросано по свету — России, ближнему и дальнему зарубежью, но я всегда чувствую их заботу, искреннюю заинтересованность, мы часто созваниваемся и держим друг друга в курсе событий. А что касается нашего 10‑а, класса, где я училась, то он стал настоящим кладезем одарённых, неординарных (как показало будущее) членов общества. Среди них — профессора, директора заводов, поэты, краеведы, крупные деятели лесной промышленности и другие. В целом же послевоенное поколение — это удивительное поколение, прошедшее горнило страшного времени, но выросшее настоящими людьми, с незыблемой верой в идеалы, торжество добра и справедливости, поколение прекрасных романтиков... С этим и шагаем по жизни. Я, к примеру, мечтала стать непременно геологом или археологом. Вспоминаю наши детские игры в эти профессии: мы надували невидимые паруса, путешествовали по островам, открывали новые месторождения. Мы инсценировали каждую попавшую в руки приключенческую книгу, воображая себя то пиратами, то благородными рыцарями...

Её любимая «красная» школа

Однако выбрала для себя Зинаида Александровна всё же профессию учителя. И, как потом станет известно, наверное, всё же это была её звезда.

В 1956 году она поступила в педучилище, после его окончания была направлена преподавать в Далёво. Одним из сильных впечатлений стало знакомство с директором школы Павлом Алексеевичем Ефимовым, построившим школу для ребятни буквально собственными руками. Здесь она прошла отличную закалку, преподавала не только литературу и русский, но и химию, физкультуру — в общем, пришлось стать настоящим универсалом, поскольку педагогами сельские школы и сейчас-то не избалованы, а уж тогда и подавно.

— Я, конечно, благодарна Богу и судьбе за то, что довелось работать в моей любимой «красной» школе, школе № 1, — продолжает Зинаида Александровна. — Благодарна всем коллегам: и старшим, и молодым. Это очень творческий, сплочённый коллектив, мы были практически одной семьёй и в горе, и в радости. Хотелось бы назвать имена многих, практически всех, хоть и понимаю, что это невозможно, но одно имя я не могу не упомянуть. Это имя Евгении Ивановны Нейланд, которая совсем юной девушкой встретила меня у школьного порога, став моей первой учительницей, а в дальнейшем — коллегой и бессменным наставником. Я очень многому у неё научилась. Это был Учитель с большой буквы.

Я ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со школой, где отработала более сорока лет. Классы по сорок два человека, восемьдесят с лишним тетрадей на проверку ежевечерне, внеклассные и классные мероприятия, педсоветы, родительские собрания... Конечно, работа эта далеко не простая, конечно, уставала, часто не хватало времени на семью, собственных детей, но тот взаимообмен энергией с моими малышами до сих пор даёт мне жизненные силы, я слежу за их судьбами, радуюсь успехам, переживаю неудачи. Не так давно вьюжным февральским вечером услышала у своего дома шум автомобилей, многочисленные голоса, выглянула в окно, а там — вереница дорогих машин, какие-то люди. Удивилась: обычно на нашей тихой улочке такого движения не происходит. Подумала: кино, что ли, снимают? И вдруг в коридоре возгласы: «Зинаида Александровна, открывайте, это мы, ваши первоклашки...». И вот в моём доме — весёлая гурьба пятидесятилетних «первоклашек»: красивые, ухоженные женщины, галантные мужчины, нарядные, благоухающие хорошим парфюмом, подарки, объятия... Вечер встречи выпускников, меня пришли проведать мои ученики. Такие минуты дорогого стоят, понимаешь, что жизнь не зря прошла.

Много радости, много тепла

— Сегодня я живу одна, хотя в моём доме по-прежнему много людей: друзья и знакомые, семья сына, — рассказывает Зинаида Александровна. — Сын Вадим по специальности — инженер-конструктор, обслуживающий технику в одном из банков. А вот внук Игорь изначально выбрал финансовое образование. Я их шутливо называю «мои банкиры». Дети живут в Новгороде, но приезжают часто. С семьёй сына поддерживаю очень и очень тёплые отношения, невестка давно стала дочкой, тщательно заботится как о моём самочувствии, так и об идеальной чистоте в моём доме...

Зинаида Александровна продолжает оставаться всё тем же романтиком из пятидесятых, той же девочкой, верящей в торжество справедливости, и в то, что добро всегда побеждает зло. О настоящем бескорыстии и внутренних моральных принципах говорит хотя бы один случай, когда ещё в советское время отказалась от бесплатной квартиры, на которую подошла очередь, из тех соображений, что её семье есть где жить (хотя это всего-навсего скромный старенький домик), а ведь кому-то квартира нужнее. Не знаю, стало ли известно другому счастливому владельцу об этом поступке, но если б каждый из нас хотя бы раз в жизни совершил нечто подобное, насколько легче и счастливее стало бы жить.

Перенеся смерть мужа, а ещё раньше — трагическую гибель сына, имея далеко не самое лучшее здоровье, моя собеседница сумела сохранить и чувство юмора, и открытость людям, искреннее желание сделать так, чтобы всем было хорошо, деликатность, интеллигентность, любовь к книгам, стремление и умение хорошо выглядеть — одним словом, всё, что обозначается ёмким понятием вкуса жизни.

Не так давно Зинаида Александровна отпраздновала очередной юбилей. Мы желаем ей, её семье, всем, кто дорог этой удивительной женщине, добра и спокойствия, тепла и радости.

Оксана ЕГОРОВА
Фото автора

Дата создания: 07-11-2018
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.