6+
 
 

Образование в Крестцах

11 сентября 2018

Уважаемые читатели, к 625‑летию со дня образования Крестец продолжаем публикацию краеведческих материалов, предоставленных районным краеведческим музеем

С давних пор на Руси существовала грамотность, а на новгородской земле — особенно, что подтверждают многочисленные находки древних берестяных грамот. В годы правления Екатерины II стало больше уделяться внимания просвещению народа, распространению научных знаний.

Богатейшая царская Россия, однако, экономила средства на народное образование. Дети высокопоставленных государственных лиц и чиновников учились в специально созданных образовательных учреждениях (как, например, лицей в Царском Селе) и за границей. А дети простого люда могли посещать церковно-приходские школы, в которых обучение обеспечивалось на средства прихода, или частные, где родителям необходимо было платить за обучение и проживание.

В Крестцах и уезде в развитии школ и других учебных заведений большую роль играла общественность, на чьи средства и строились школы.

В 1787 г. в Крестцах было открыто Малое народное училище, но в 1799 г. его закрыли из-за нехватки средств, а больше — из-за того, что местные жители не желали содержать это учебное заведение. В 1809 году училище возобновило работу. В 1827 г. оно переехало в деревянный дом, который был подарен почётным смотрителем училища Козляниновым, он же на его устройство пожертвовал 2000 рублей своих денег. В 1832 г. это учебное заведение было преобразовано в уездное училище. Впрочем, подаренный училищу дом был старым и в 1833 г. признавался уже негодным.

Крестецкое городское Трёхклассное (третьего разряда) училище было открыто в августе 1820 года и размещалось в каменном двухэтажном доме церковнослужителей Екатерининского собора. В нём обучались дети за плату, которая за период с сентября по май составляла 650 рублей. На содержание училища средства поступали из государственного казначейства, от городского общества, от земства, от почётного смотрителя, от сборов за обучение.

При училище имелись фундаментальная и ученическая библиотеки с фондом 2640 экземпляров, для которых книги ежегодно закупались на средства училища на сумму 100 рублей. Имелся свой кабинет физики. Действовала при училище и своя переплётная мастерская, в которой работали 12 учеников. Преподавались такие дисциплины, как Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, чистописание, история, география, естествознание и физика, черчение и рисование, а сверх того — пение и гимнастика.

Сохранился аттестат старожила Ямской слободы Михаила Ивановича Балкова, из крестьян (1873–1960), который обучался в данном училище с 1883‑го по 1889 г. (в это время там преподавал математику будущий писатель Фёдор Сологуб), имел три оценки «отлично», в том числе по арифметике, пять — «хорошо» и одну — «удовлетворительно»: по черчению и рисованию.

В 1833 г. в Крестцах было создано отдельное приходское училище, на которое казна отпускала 124 рубля в год, из этих денег 48 рублей 58 копеек шло на жалование учителям. Сумма эта была нищенская, отчего это училище должно было влачить жалкое существование.
Обучались в Крестцах в 1878 г. девушки и в Александровской женской прогимназии, в Попечительском совете которой состояли Александр Петрович Розенберг, купцы Мосягины и Самсоновы. Здесь преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику, географию и рукоделие. В ней учились 5 лет, а после окончания могли стать сельскими учителями. Но этим правом пользовались немногие, ибо зарплата у таких учителей была невысокой.

Одним из таких подвижников являлся учитель 2‑классной Старорахинской школы Ефим Петрович Шагин (умер 14 апреля 1911 г.), родом — из крестьян деревни Мокрый Остров. Он всю свою жизнь посвятил работе в школах Крестецкого уезда. Позднее учителя из д. Старое Рахино Гоголев и Цветков пытались учредить стипендию для лучшего ученика в честь Е. П. Шагина.

С открытием сельских школ в уезде дело обстояло ещё хуже, чем в Крестцах. Государство и его казна не спешили на это отпускать деньги. Часто школы открывались по инициативе передовых помещиков и священников. В 1865 г. по инициативе Николая Екатерининского в д. Берёзка было открыто училище, где обучались 34 мальчика из окрестных деревень.

В качестве сельских учителей в Крестецком и других уездах нередко привлекались солдаты, вышедшие в отставку. Служили в то время 25 лет. Крестьянин во время призыва в армию был крепостным, но увольнялся из армии свободным человеком. Если этот солдат был толковым и целеустремлённым, то в армии он мог получить образование, а часто и нужную специальность: кузнеца, слесаря, колесника, сапожника, портного. После службы в армии (или в конце неё) такой солдат мог обзавестись семьёй и после увольнения жить в городе или деревне, получая небольшую пенсию. Вот таким солдатам и поручалось в небольших деревнях руководить школами.

Учёба в них правда была неважной. Вот что рассказывал Н. Я. Яковлев из д. Жихарево: «Примерно в 1883–1884 году я одну зиму ходил в нашу деревенскую школу. Фактически школы не было. Была изба, в которой жил отставной солдат. Чему дети у него могли научиться? Но кое-как научились разбирать буквы и их писать. К весне эта школа закрывалась, т. к. надо было помогать родителям по хозяйству».

В 1890 г. в Крестцах было основано женское двухклассное училище, располагавшееся в доме, стоящем на углу улиц Телеграфной (сейчас — Васильчикова) и Заводской (Германа Титова). В июле 1912 года земство преобразовало её в Высшее начальное училище смешанного типа и перевело в один из бывших екатерининских гостевых домов на ул. Рахинской (ныне — Краснова), где потом были начальные классы школы № 1, а сейчас — центр дополнительного образования.

В 1905 году помещики Шафф Александр Васильевич и его жена Елена Ильинична, имевшие в д. Санталово небольшой завод по изготовлению спирта и дёгтя, построили здесь на свои средства новую школу, которая до этого существовала, размещаясь в частном доме. Елена Ильинична взяла шефство над школой, где обучались до 50 ребятишек. Учительствовал у них Т. Тюкин.

В 1909 г. в деревне насчитывалось 17 жилых строений со 107 жителями. Население в основном занималось земледелием, а в качестве отхожего промысла — гонкой дёгтя и производством спирта на заводике Шаффа. В деревне имелись часовня и школа начальной ступени. Школу посещали дети из соседних деревень Хмелевичи, Малые Жабницы, Олешня, Алексеево и хуторов. В школе училось около 40 учеников. В эту школу потом была назначена учителем Наталья Константиновна Митурич, муж которой в 1922 году привёз сюда на отдых Велимира Хлебникова.

24 февраля 1906 г. на чрезвычайном земском собрании Крестец был решён вопрос о создании академиком военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Николаем Петровичем Симановским и Надеждой Олимпиевной Зибер-Шумовой в деревне Зорька, где было имение Симановского, женской школы-интерната, которая через 2 года получила статус гимназии, сделав выпуск (после 2‑го класса) 14‑ти учениц в 1908 году. Решение такое они приняли в память о жене и сестре, коей являлась врач Е. О. Шумова-Симановская, чтобы там обучать детей крестьян, народных учителей и сельских жителей.

Екатерина Олимпьевна сама открыла при жизни в дебрях Новгородчины амбулаторию и аптеку, затем, в неурожайный год, — бесплатную столовую. И вот по её смерти близкие — супруг и сестра — основали женскую гимназию в лесу, чтобы выполнить мечту Екатерины, погребённой на кладбище в д. Ручьи, перед входом в церковь Георгия Победоносца: внести свет в крестьянские семьи путем женского образования, однако не отрывая от привычной обстановки, не отучая от трудовой крестьянской жизни и поддерживая в них уважение к труду.

Учредители пожертвовали земству весь инвентарь, дом, около 60 десятин усадебной земли и неприкосновенный капитал в 136 тыс. руб., проценты с которого шли на содержание гимназии, на стипендии и на учительский пенсионный фонд. Кроме этого главного источника средств, гимназию субсидируют как уездное, так и губернское земства по 500 руб. в год каждое.

Симановский являлся почётным попечителем. Председателем Попечительского совета был Александр Викторович Кислаковский. Учителей приглашали со стороны и платили им жалование.

Вот что написала газета «Новгородские епархиальные ведомости» в марте 1906 г.: «С апреля текущего года предполагается открыть частное женское учебное заведение в 25 верстах (на лошадях) от станции Боровёнка Николаевской железной дороги (6 часов от Петербурга) в имении «Зорька» Новгородской губернии Крестецкого уезда... гимназия в деревне с общежитием при простой домашней обстановке. Для начала будет открыто учебное заведение 3‑го разряда, т. е. с курсом, соответствующим 1 и 2 классам женской гимназии Министерства Народного Просвещения. Будут преподаваться все предметы в указанном объёме, кроме рисования. Французский и немецкий языки войдут в курс школы. Балловой системы не будет. Принимаются дети всех сословий в возрасте приблизительно 10–12 лет, прошедшие начальную школу. Ввиду того, что с открытия школы до летних каникул останется только два с половиной учебных месяца, в нынешнем учебном году могут быть приняты девочки и несколько моложе указанного возраста для того, чтобы желающие поступить осенью в тот или другой класс этой школы, но не вполне усвоившие предшествующий курс, могли за это время пополнить пробелы и подготовиться более основательно. В этом учебном году занятия начнутся после Пасхи, а вообще, будут начинаться в первых числах сентября и оканчиваться в мае. По желанию родителей учащиеся, успешно проработавшие годичный курс, могут сдавать экзамен при правительственных гимназиях».

По окончании второго года обучения в редакцию Епархиальных новостей направил письмо священник А. Граничнов, преподававший в школе, в котором была такая информация: «В истекшем учебном году были открыты два класса, в которых обучалось 14 девочек, прибывших из разных концов России, между прочим — из города Ташкента, Минской губернии, области войска Донского и, большая часть, из Новгородской губернии. Мне как законоучителю пришлось быть на переводных экзаменах не только по Закону Божию, но и по всем остальным предметам. По совести должен сказать, что учебно-воспитательная часть в гимназии поставлена образцово. Ответы на все вопросы были разумны, видно, что зубристика отсутствует. Отношения между учителями и учащимися самые искренние и дружеские, все проникнуты одним желанием — работать и трудиться.

В наступающем учебном году гимназия, благодаря заботам профессора Н. П. Симановского, получила права правительственных гимназий. Так как число учащихся увеличивается в наступающем году, и дом, в котором помещались дети и воспитательницы, оказывается маловместительным, Н. П. Симановским и Н. О. Шумовой-Зибер начата постройка нового, грандиозного, деревянного здания с общежитием для учащихся, размер здания 131/2х12 1/2 кв. саж. Условия приёма — такие же, как и в прошлом году, и программа также, а именно: программа гимназий Министерства Народного Просвещения, курс семилетний...

Отцы детей! Обратите серьёзное внимание на вновь открытую гимназию, где дети ваши могут получить за недорогую сравнительно плату прекрасное воспитание. Без всякого смущения и страха определяйте в неё своих детей, где на обучение и воспитание их будет обращено самое серьёзное внимание. Проводя большую часть года среди чудной, можно сказать, восхитительной природы, вдали от всякого шума людского, дети и сами полюбят труд и науку».

С 1908 г. эта гимназия была первым учебным заведением в уезде, вторым — в России после Рудницкой гимназии Петербурга, которое считалось средним и давало право на поступление в высшее учебное заведение. Гимназистки должны были учиться 7 лет. В качестве начальницы в Зорьку приехала из Петербурга Людмила Ивановна Зарницкая, оставив преподавательскую стезю в университете, не требуя жалования, т. к. уже имела пенсион.

Затем её сменила Мария Дмитриевна Соколова, окончившая с отличием Николаевскую гимназию в Петербурге, её супруг Иван Степанович был учителем, писателем, закончил учительскую семинарию, вёл переписку с братьями А. П. Чехова Александром (литератором) и Николаем (художником).

Здесь преподавал неплохой штат учителей. В 1914 г. среди педагогов были священник Граничнов А. А. (Закон Божий), Вера Дмитриевна Ревич (чистописание), Наталья Андреевна Кузнецкая, Михаил Иванович Михайлов, А. М. Агафьина, Е. С. Барон, М. А. Бак, P. O. Беймех-Михайлова, А. С. Взорова, З. Ю. Зилинг, З. С. Измайлова, В. В. Екимова, Е. Л. Кандаурова, Н. М. Полянская. Врачом была Евдокия Васильевна Огиева.

Все годы выполнялся наказ: ученицы сами метут и моют полы, накрывают на стол, убирают посуду, стирают и гладят на себя, принимают участие в стряпне, копаются в огороде. Все работы по сохранению чистоты и порядка в здании гимназистки несут по очереди. Обыкновенно дежурят 8 девочек, распределяя работу между собою сообразно своим силам. Дежурные встают на полчаса ранее своих подруг и накрывают на стол, после завтрака, за время перерыва до уроков, они убирают посуду.

Единственными развлечениями являются долгие прогулки, а зимою — беганье на лыжах и катанье на коньках. Также практиковалась постановка спектаклей, на мужские роли в которых приглашались сыновья учителей и деревенских крестьян. Ученицы отличались здоровьем благодаря регулярной трудовой жизни, тесному общению с природой и наблюдениям врача.

Плата учениц за обучение, учебные пособия и содержание очень невелика — 125 руб. в год, для неимущих делалось исключение. Большим подспорьем служат хозяйственные статьи усадьбы, поставляющие интернату овощи, молоко и яйца, а также корм для скота.

В 1912 г. гимназия им. Е. Симановской участвовала в выставке учебно-наглядных пособий и оборудования в Петербурге. Успех был огромный, и учебное заведение стало известным на всю Россию. В гимназии имелись хорошо оборудованные биологический, химический и физический кабинеты, библиотека. Заявлений на обучение поступило много из разных городов России. В этом же году Симановский дарит гимназию со всем оборудованием земству.

Среди первых учениц этой гимназии была Мосичева Анастасия Сергеевна, тётушка известного ручьевского краеведа Михайловой Валентины Фёдоровны.

После революции эта школа оставалась интернатского типа, но учиться в ней стали не только девочки, но и мальчики. Бывшая выпускница этой школы Евгения Васильевна Абрамова вспоминает: «В Зорьке мы учились в 8 и 9 классах, тогда средним образованием считалось девятилетка. Из Крестец также учились Новиковы Владимир и Валентина, Гриша Гудкин и другие. В Зорьке мы жили хотя и голодно, но весело, по субботам возвращались пешком в Крестцы, это занимало несколько часов».

В. И. Новиков вспоминает: «Учился я в гимназии в Зорьке. Классы размещались на первом этаже, на втором — жили девочки, а ребята жили в избах, разбросанных вокруг школы. Учителями были преподаватели женской гимназии, высококвалифицированные и исключительно интеллигентные педагоги. Школа жила по принципу самообслуживания. Еду привозили родители. А так как эти годы (1923–24) были голодными, мы в основном сидели на постных щах, картофеле и овсяной каше. Основная общественная работа: стенная газета, спортивные соревнования и антирелигиозная пропаганда. После завершения учёбы мы получали диплом педагогов, т. к. школа в Зорьке была с педагогическим уклоном».

Немного позднее в трех верстах от имения в д. Борок Н. О. Зибер-Шумовой и Н. П. Симановским была построена больница имени Е. О. Шумовой-Симановской, также переданная в дар земству с капиталом в 30000 руб. с обязательством содержать палату для учащихся гимназии. Больница эта в уезде пользовалась хорошей репутацией до 70‑х годов XX века.

Н. П. Симановский также спонсировал строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ручьях и до своей смерти (1922 г.) вместе с сестрой Екатерины Надеждой Олимпиевной посещал могилу в Ручьях, на которой установили стелу из бело-розового мрамора.

В 1911 году в Крестцах открылось городское приходское училище, где учителями были О. И. Нейланд, Л. А. Разинкова, Е. А. Любомудров. В училище числилось 79 детей.

В 1914 г. в Народном доме на первом этаже открылось народное училище, в котором преподавал зять П. И. Самсонова Иванов В. В. (математик, потом — инспектор). Первые годы руководил училищем Александр Егорович Егоров. Учителями работали Новиков Н. И. (русский язык), Иванов М. А. (география, история, гимнастика, строй), Фёдоров А. Ф. (естествознание, рисование) и Граничнов А. А. (Закон Божий).

В училище была небольшая лаборатория, в которой имелись различные приборы для наглядного показа некоторых физических явлений, гербарии, скелеты животных и человека. В конце каждого учебного года, в мае месяце, проводились экзамены. В последнее воскресенье мая проводился выпускной вечер, на котором при всех учениках и при участии родителей и гостей оглашались списки перешедших в следующие классы, окончивших училище и оставленных на второй год.

В 1918 г. из школьных и училищных программ были особым декретом исключены как предметы для преподавания Закон Божий, богословие, церковная история.

Школа № 1 и открытая в 1918 г. школа рабочей молодёжи до 1941 года размещались в одном здании на ул. Карла Либкнехта (ранее — Тимофеевская). Среди талантливых учителей звучали фамилии Любомудровой А. Г., Добромыслова, Добротина Л. М., Савич В. П.

Во всём Крестецком уезде на 1 марта 1920 г. для ликвидации неграмотности было открыто 75 школ. Такое количество школ можно объяснить тем, что площадь Крестецкого уезда была намного больше, чем площадь Крестецкого района в настоящее время. Школы с полным средним образованием не было, если не считать гимназию в д. Зорька, которая после революции в 1918 г. стала сначала школой для обучения крестьян 1‑й ступени, в 1920 г. переименовалась в школу крестьянской молодёжи, а в 50‑е годы стала школой-интернатом для детей, оставшихся без попечения родителей.

В 70‑е годы здесь обучались дети-сироты, имеющие ограниченные возможности здоровья. При этом всегда в учебном заведении сохранялся принцип обучения с опорой на самообслуживающий труд. В 2009 г. школа была закрыта.

В годы Великой Отечественной войны в здании школы № 1 базировался госпиталь. Учащиеся учились в двух зданиях: Екатерининском гостевом доме по ул. Краснова и в доме на углу ул. Павловской и Крыловской. Директором школы была Клавдия Александровна Ерушковская, учителями: Загарова Мария Петровна, Нефёдова Ирина Николаевна, Исаевы Сергей Николаевич и Надежда Петровна, Кудрявцева Варвара Ивановна, Гурченко Валентина Георгиевна, Виноградова Антонина Ивановна, Жаровская Екатерина Владимировна, Павлова Ольга Николаевна.

В свободное от учёбы время дети всегда были желанными гостями в госпиталях, каких в посёлке в разных зданиях было более 10. Раненые с нетерпением ждали юных артистов, которые выступали перед ними с песнями, танцами, стихами, помогали работникам госпиталя, писали родным раненых бойцов письма, дежурили у постели тяжелобольных.

После войны школа постепенно оснащалась новейшим оборудованием, укреплялась педагогическими кадрами. Было введено всеобщее семилетнее образование. Изменилось и положение учителя. Почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» было присвоено Волковой Софье Григорьевне в 1959 г. Награждены знаком «Отличник народного просвещения» Нейланд Евгения Ивановна, Кудрявцева Варвара Ивановна, Бажова Мария Пименовна, Жаровская Екатерина Владимировна, Фёдорова Алевтина Александровна. С 1933 г. по 2015 г. в данной школе сменилось 15 директоров.

Школа № 2 была открыта в посёлке как семилетняя в 1950 г., переведенная в статус средней в 1954‑м. В 1959 г. Петровой Марии Николаевне — учительнице Крестецкой средней школы № 2 — присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Школа работала до 1974 года, располагаясь в здании Екатерининского путевого дворца.

После Великой Отечественной войны быстро рос и благоустраивался, сливаясь с районным центром, посёлок лесозаготовителей. В микрорайоне леспромхоза появилась новая школа, которая вела свою историю с 1947 г. как начальная до 1951 г.

С 1951 г. школа стала семилетней, в 1956 г. был изменён статус школы, и она стала называться восьмилетней, а с 1960 г. располагалась уже в двух деревянных зданиях. Директором школы был Степанов Николай Георгиевич. С 1961 г. — это средняя школа № 3 микрорайона леспромхоза. С 1968 года директором работал Алексеев Михаил Петрович.

В 1963 г. предприятие «Крестецкий ордена Трудового Красного Знамени леспромхоз ЦНИИМЭ» построило кирпичное двухэтажное здание, в котором сейчас учатся дети начальной школы, и два года школа обучала выпускников 11 классов профессиям. Затем эксперимент закончился, обучение стало 10‑летним.

В сентябре 1974 г. слились в одно учебное учреждение МОУ «СОШ № 2» две школы № 2 и № 3, отпраздновав слияние в новом здании по ул. Железнодорожной, директором школы стал Павлов Александр Васильевич. Директорами в школе трудились с 1974‑го по 2015 г. 6 человек. Менялись и совершенствовались направления деятельности, но неизменными в учительском коллективе оставались профессионализм и любовь к ученикам.

Многочисленные начальные школы, восьмилетние, работавшие в районе в различных деревнях, практически все закрылись к 2005 году как неперспективные.

Так что работают в посёлке две средние школы, имеются ещё школы в д. Зайцево и д. Новое Рахино.

В поселке в августе 1962 года было открыто сельское профессионально-техническое училище управления подготовки кадров Центрального Статистического Управления (ЦСУ) РСФСР. Обучение в нём было годичным, набирались 3–4 группы выпускников средних школ, которые, осваивая программу, получали профессию бухгалтера сельскохозяйственного производства. В стране очень нужны были кадры. Первым директором училища стал Гурчонок Павел Ильич, затем — Богданова Софья Александровна, Иванова Евгения Александровна. С первого дня в течение 25 лет работала в училище и была его последним директором Соколова Лилия Павловна. Долгое время преподавали в училище Василий Владимирович Жаровский (бухучёт) и Анна Фёдоровна Дмитриева (политэкономия, основы сельскохозяйственного производства и вычислительная техника). Закрыто училище было в 1987 г.

В апреле 1966 г. в посёлке открылось профессионально-техническое училище при Новгородском областном межколхозном объединении для подготовки молодых кадров для села. Поначалу оно подготавливало квалифицированные рабочие кадры на базе основного общего образования, выпуская специалистов — каменщиков, штукатуров, маляров, плотников — для ПМК области. В 1972 году в строй был введён новый (нынешний) учебный корпус, в котором дополнительно появились специальности электромонтажника, электромонтёра, машиниста-тракториста, слесаря-сантехника, газосварщика. А с 1978 года СПТУ‑24 стало средним профессионально-техническим заведением, в котором наряду с профессией выпускники получали и среднее образование, дающее право поступления в вузы. Директором училища в это время работал Виктор Иванович Карпов, до 1978 г. руководивший средней школой № 2. В настоящее время список профессиональных групп несколько сократился, училище преобразовано в филиал областного торгово‑технологического техникума.

Подготовила Татьяна АФАНАСЬЕВА

 

Дата создания материала: 11-09-2018. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.